«Бумажный» дом
Жилье в Магнитогорске принимают в эксплуатацию "авансом".
Баба Надя живет по адресу: Уральская, 10/2. Ее дом застройщиком СК "Ремстрой" еще не завершен. И для жизни он непригоден. Но объект успешно сдан в эксплуатацию еще год назад.
Баба Надя справляла новоселье в пустом доме. Продав жилье в другом городе, она с маленькой внучкой приобрела "готовую" квартиру через агентство "Ипотечный дом". Уже на месте обнаружила, что в квартире нет электричества и воды, а вокруг - ни единой души. Все лето баба Надя выживала как в дремучие времена: детали своего сурового быта она не рассказывает, только рукой машет в ответ на вопрос, как можно пользоваться санузлом при полном отсутствии в доме воды. Воду для приготовления еды баба Надя тайно брала то в стоящей поблизости столовой, то в общежитии, пока ее с внучкой оттуда не "попросили". Теперь их небольшая семья воду экономит вдвойне: за каждую каплю приходится платить небольшой пенсией.
В сентябре квартиры в доме № 10/2 по Уральской, которыми активно торгует Ипотечный дом, купили еще две семьи. Тогда под давлением жильцов застройщик организовал "времянку", подцепившись к чужой трансформаторной подстанции. Своей электроподстанции, которая обязана быть у каждого дома, вводимого в эксплуатацию, на Уральской нет. На ее месте - пока фундамент. Почему так? На этот вопрос обозревателю "ММ" не ответил ни начальник отдела государственного архитектурно-строительного контроля Магнитогорска Сергей Запьянцев, ни специалисты управления архитектуры и градостроительства городской администрации, чей бывший руководитель Илья Пономарев лично подписал разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в декабре 2008 года.
Организовав товарищество собственников жилья, жильцы попытались самостоятельно заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, чтобы в дом пришли вода и тепло. Но получили отказ: фактически (не на бумаге) дом еще не сдан в эксплуатацию. В частности, застройщик СК "Ремстрой" не выполнил обязательства перед трестом "Водоканал" по подключению дома к сетям.
По словам директора строительной компании "Ремстрой" Владимира Сельбах, все дело испортило постановление главы города от 20 июня 2008 г. N 4655-П, которым мэрия наделила застройщиков обязанностью дополнительно платить за подключение новостроек к сетям. На тот момент Ремстрой уже имел справку за подписью директора треста Ф. Хакимова о том, что дом "соответствует техническим условиям", но должен был ее продлить. Так вот продление не состоялось, поскольку новое постановление главы было в силе, и встал вопрос дополнительной оплаты за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения. Цена вопроса - около 600 тысяч рублей (по двести за каждую блок-секцию).
- Эти деньги не были заложены в смете строительства и не вошли в стоимость квадратного метра, и теперь неизвестно, где я их должен взять - то ли с жильцов собирать, то ли самостоятельно изыскивать, - комментирует Владимир Сельбах.
У треста "Водоканал" позиция жесткая: правомочность требований предприятия подтверждается положениями федерального и городского законодательств. Как пояснили в пресс-службе Водоканала, сети водоснабжения и водоотведения Магнитогорска изношены более чем на 70 процентов. Чтобы иметь средства на их ремонт и обновление, и введена плата за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерного обеспечения. С прошлого года ее вносят все, кто производит реконструкцию или строительство зданий.
- Требование платы за подключение - это не блажь, оно необходимо для полноценного развития предприятия. В погоне за экономией застройщики не хотят понимать, что без перестройки сетей дополнительная нагрузка на существующие водопровод и, особенно, канализацию может привести к коммунальному коллапсу, устранять который придется опять же МП "Трест "Водоканал", - пояснил директор треста Ф. Хакимов.
Вроде все понятно. Застройщик попал в "переходный период" и застрял в нем, не имея средств для завершения своей работы. Но что делать жильцам дома? Зимой отсутствие в доме воды - это риск в прямом смысле физической смерти от переохлаждения. Кто возьмет в этом случае грех на душу? Запьянцев, Карпов, Пономарев, Хакимов или Сельбах? Кто открыл в Магнитогорске практику ввода дома в эксплуатацию "авансом", без фактической его проверки или, еще хуже, закрыв глаза на недоделки? И почему в городе до сих пор полным ходом идет продажа квартир в доме, абсолютно непригодном для жизни?..
Не часто сталкиваешься с ситуациями, из которых нет выхода. После общения со всеми участниками проблемы сложилось ощущение, что в этом сюжете выхода действительно нет. Три семьи, живущие в доме, не способны заплатить почти миллион, чтобы дом "заработал" как надо. У треста "Водоканал" - своя правда, подтвержденная документами. У застройщика - просто нет денег. Остальные обошлись без комментария.
P.S.
Проводя журналистскую работу, мы причинили жильцам дома вред. С наступлением холодов они как-то ухитрились открыть водную "задвижку" и полулегально обогреть свои квартиры. После наших вопросов на место выехали специалисты треста "Водоканал" и с удивлением обнаружили в доме "неучтенку" и людей. По закону вода и тепло должны быть перекрыты. Но какой моральный закон позволит это сделать?
Юлия Счастливцева "Магнитогорский Металл"